Монокль - основная информация.

Содержание:
1. Монокль и с чем его едят. ;)
2. Конструирование моноклей, из подручных средств
3. Монокль из Юпитера-37А - 120мм
4. Монокль из Гелиоса-44 - 75мм
5. Монокль из Гелиоса-44-2 - 55мм
6. Монокль широкоугольный, сложности создания.
Монокль из Индустара-50-2 - 35мм
7. Монокль из Юпитера-8 - 60мм.
8. Другие варианты моноклей.
9. Эксперименты


1. Монокль и с чем его едят. ;)

Что такое Монокль?
Монокль - это простейший мягкорисующий объектив, использующий всего одну линзу. Монокль дает характерный мягкий рисунок, позволяющий получить изображение со сниженными контрастами и сферической аберрацией, которая дает "свечение" у ярких объектов, на темном фоне.
Монокль применим в огромном количестве жанров фотографии и фактически неограниченно применим. Став основой для современной Пиктореальной фотографии. Тем не менее, отчасти можно выделить основные сферы использования, где обоснованность именно Моноклиевого рисунка, неоспоримы.
1. Портрет - это основная ипостасия Монокля, его мягкий рисунок, позволяет избавится от излишней детализации, особенно великолепно проявляется на лицевом портрете. (фото-1.)
2. Пейзажная фотография, в ней Монокль чаще всего используется для получения "эффектов", превосходно проявляющихся в контровом свете.
3. Натюрморт, для монокля тоже не проблема, его рисунок дает изображению воздушность и сочность, а стеклянные предметы выглядит просто восхитительно.

2. Конструирование моноклей, из подручных средств


Монокль можно изготовить практически из любой подручной положительной линзы(рис-2), вопрос лишь какое фокусное расстояние получится и как удобнее всего наводить ее на резкость.
Свой первый Монокль я изготовил из старой линзы от фотоувеличителя, она была в металлической оправе, конструктивом стала пластиковая бутылка зачерненная черной изолентой, а фокусировка осуществлялась поршневым методом смещения линзы.
Громоздкая и не слишком практичная конструкция, позволила получить первое представление о Монокле и о том как он работает.
Огромную линзу пришлось сильно диафрагмировать, чтобы получить хоть какую-то картинку. Стекло оказалось не слишком удачным, с фокусным расстоянием около 95мм.
В идеале для Монокля использовать мениск с диафрагмой у вогнутой стороны(рис-3), направленной от камеры, во вне. Это существенно ограничивает выбор линз.
Благо это правило не столь жесткое и зачастую нарушается строителями Моноклей, которые используют простейшие решения, с неполными менисками Гелиоса-44 и диафрагмой, стоящей с выгнутой стороны линзы. Практика показала, что такие конструкции вполне имеют право на жизнь.
 

3. Монокль из Юпитера-37А - 120мм

Сам процесс ломания Ю-37А очень прост и незатейлив, сначала раскручиваем его сзади, кольцо адаптера можно и не снимать, нас интересуют кольца которые держат сами линзы, их нужно просто открутить и вынуть. Обычно для этого используют специальный инструмент, но я справился и обычной отверткой. Главное не сделать лишних царапин на внутренней части объектива, чтобы не пришлось их потом отдельно зачернять.
Сзади только одна линза(выковыриваем), а дальше диафрагма, ее лучше не трогать. Потом самая сложная часть - разборка объектива спереди. Нужно открутить "брендовое" кольцо, на котором надписи, там обычная резьба фильтров М52. На моем объективе это кольцо сидело очень крепко и открутить его оказалось не так просто. Пришлось проковырять в нем дырочку и отверткой сдвинул его по кругу, дальше было дело техники. Опять раскручиваем все, что откручивается, переднюю линзу очень аккуратно кладем в сторону, дальше будет интересная линза, ее сами поглядите (применения для нее не нашлось, зато выглядит впечатляюще). В общем, думаю все линзы вынуть не проблема. Переднюю линзу перед возвращением на место, не забываем перевернуть! выпуклой стороной внутрь объектива, а вогнутой наружу. Ну вот, Монокль! практически готов, еще нужно только поставить два удлинительных макро кольца, одно среднее и одно короткое, чтобы кольцо фокусировки было от бесконечности до метра.
Получается очень удобно, вместо внешних диафрагм используем внутреннюю, еще обычно надевают родную бленду от Ю-37А, она вполне удобна и дает хорошую защиту от засветки, которую Монокль не слишком любит.
Фото-1
фото-2
фото-3
   
 

4. Монокль из Гелиоса-44 - 75мм

Здесь представлены все известные модели данного объектива


В целом не такой уж плохой объектив, но имеет несколько конструктивных недостатков, которые портят впечатление от съемки.
1. Чаще всего в месте соединения линз одной средней группы, светит ярко-белым кольцом, оно рассеивает свет между линзами и создает вуаль.
2. Светлые стальные лепестки диафрагмы, которые в минимальном контровом свете дают не просто блики, а превращают объектив в настоящий прожектор. Отражения внутри объектива между лепестками и линзами образуют огромные блики на весь кадр.
Эти недостатки сводят на нет, все преимущества МС просветления и приличного чернения, делая вполне сносный объектив бесполезным.
Зато переделав его в монокль, мы получаем удобный инструмент для творческой фотосъемки, не имеющий аналогов.
Порядок создания объектива найти в Интернете не проблема, причем с точным и добротным описанием, мы просто рассмотрим один конкретный случай изготовления, "стандартного" Монокля.
1. Начать лучше всего с вывинчивания "брендового" кольца с надписью МС Гелиос.
2. Отворачиваем оправу в виде воронки с линзами передней и центральной группы.
3. Вывинчиваем из воронки крепежное кольцо, которое крепит переднюю линзу, дальше выковыриваем остальные линзы, стоящие до диафрагмы. (передняя линза, промежуточное кольцо и склейка центральных линз.
4. Дальше ставим назад промежуточное кольцо (иначе передняя линза будет болтаться), на нее помещаем перевернутую переднюю линзу (рис-6) и заворачиваем обратно кольцо крепления. При желании можно вернуть на место и "брендовое" кольцо.
5. Со стороны камеры вынимается склеенная между собой задняя группа линз.
6. Всё Монокль готов, требуются только удлинительные кольца примерно на 15мм.
Возможно так же обойтись и без дополнительных удлинительных колец(чрезвычайно удобно для байонетных Гелиосов(на Никон и Пентакс), что позволит сэкономить бюджетные средства.
Для этого придется собирать монокль немного по другому.
"Брендовое" кольцо переворачиваем и вкручиваем его на место, делаем это до установки воронки. Его внутренней частью наружу. Диаметр узкой части воронки позволяет втиснуть её прямо в отверстие "брендового" кольца. Диаметры должны почти совпасть. В результате из тела объектива торчит черная воронка, спереди неё передняя линза. Это дает примерно те самые 15мм которых и не хватало.
(От себя замечу, что если у вас Никон или Киев, то лучше поискать переходное кольцо и собрать классическую схему на М-42, и лишь в крайнем случае, прибегать к данному совету!
Редактор.)
Фото-1
Фото-2
Фото-3
Фото-4

5. Монокль из Гелиоса-44-2 - 55мм


Гелиос 44-2 имеет немного отличающийся от Г-44М конструктив, отчасти даже лучший, не имея прыгающей диафрагмы, у него 8 лепестков вместо 6.
Обычно чернение на хорошем уровне и внутри практически нет недостатков, тем не менее объектив простейший и не представляющий особой ценности.
Из него рекомендую делать немного другой Монокль, его конструкция мне кажется наиболее удобной и простой, при минимальных затратах, как физических так и финансовых. Причем в итоге мы получим "правильный Монокль".
Система разборки та же, вынимаем все линзы, спереди, выкручивая оправу и кольца. С другого конца, чрезвычайно аккуратно вынимаем задний блок линз, главное не повредить самую заднюю, а убрать нам нужно ту, что стоит перед ней - прямо перед диафрагмой. Заднюю линзу ставим на место выгнутой стороной к камере.
Практически всё, ставим два удлинительных кольца М42, одно среднее и одно короткое.
В итоге, стоит линза в самой задней оправе, родная диафрагма на месте. Два кольца и между ними на клею в качестве шайбы толстая медная проволока (~2 мм если потребуется для юстировки на бесконечность). Собственно, все.
Эффекты действительно получаются феерические. И диафрагмой Монокль неплохо управляется. Бленда тут, практически не нужно, получается, что сам объектив - одна сплошная бленда
Фото-1
 

6. Монокль широкоугольный, сложности создания. Монокль из Индустара-50-2 - 35мм.


С одной стороны сложности никакой и нет, нужно просто расположить линзу с ближе к светоприемнику(пленке/матрице), но рабочий отрезок у зеркальных камер более 40мм и в этом промежутке стоит не только затвор, но и зеркало. Вот и получается, что минимальное фокусное расстояние Монокля на зеркалке - это расстояние от светоприемника до начала зеркала. Получается в итоге около 32-34мм, цель создания именно такого Монокля, нами и преследуется.
На выручку пришёл объектив Индустар-61, передняя линза которого имеет как-раз необходимое фокусное расстояние, но как её поставить на камеру? в родной оправе данная схема даже неприблизится к бесконечности, а если и приблизится, то уж точно оправа превратится в бленду которая оставит в кадре лишь небольшой кружок изображения!
Но благо мы имеем такой недорогой и маленький объектив как Индустар-50, стоимость которого на вторичном рынке сравнительно не высока вот в него я и решил установить эту линзу, из И-50 вынуть всё содержимое сравнительно несложно, просто вывинчивается гайка сзади(предворительно отпускаются стопорные винты) и вынемается линзоблок вместе с диафрагмой.
После этого возник вопрос как зафиксировать линзу на новом месте, тут я воспользовался эпоксидным клеем, вполне надёжно, главное работать аккуратно, что-бы не заляпать линзу, отмыть её после неудастся! после высыхания клея стоит прокрасить все необходимые элементы, вот и всё, монокль готов к использованию!
Да, счастливые владельцы цыфровых зеркалок, имею долгом предупредить вас что при исползовании данной схемы вполне возможно задевания зеркала за линзу, потому используйте эту схему с оглядкой!
Кадры сделаные моноклем 35мм без установленной диафрагмы, (структура комы получилась столь необычной потому-что на края линзы попал клей)
Фото-1
Фото-2
Кадры сделаные моноклем 35 мм с установленной диафрагмой значением 2.8
Фото-3
Фото-4
Фото-5
Фото-6
Фото-7
Фото-8
Фото-9
Фото-10
Фото-11

7. Монокль из Юпитера 8 - 60мм


Я не стану распылятся на тонкости изготавления оправы к данной схеме, скажу-лишь то что сам я изготовил два монокля, оба в разных оправах, работаю с тем что под руку попадётся ) всё-таки в монокле основное это линза и диафрагма!
И так, объектив Юпитер-8 изготавливался у нас в нескольких вариантах и двумя заводами, мне в руки поплось два образца от киева-4, очень мною любимой камеры, но несмотря на уверения окружающих в том что Ю-8 это прекрасное стекло, я пользуюсь Гелеосом-103 и даволен, Юпитер мне просто ненужен, посему оба они пошли в расход!
И так, вернёмся к нашему юпитеру, как видно из схемы данный объектив имеет лишь два подходящик под наши цели мениска, причём один из них находится в склейке (на схеме обозначена цифрой 2) но с ним я разберусь попозже, сейчас нас интересует линза обозначеная цифрой "1" проблем с ней быть не должно, все операции как в предидущих случаях, вынимается линза, переворачивается, вставляется в подходящую оправу, настраивается диафрагма.
Добавлю лишь что рисунок данной линзы ценится очень высоко!



 

8. Другие варианты моноклей.


1. Не совсем монокль, но всё же мягкорисующий объектив можно изготовить из Мира-1В, делается из линзы расположенной перед диафрагмой, которую приходится вклеивать на заднюю оправу объектива и вторым стеклом берется передняя линза. Мне такой вариант совершенно не понравился, возможно он был бы интереснее, если бы удалось совсем снять диафрагму, но в данном объективе это не тривиальная задача, еще мне удалось выяснить путем не хитрых экспериментов, что при двухлинзовой схеме, объектив очень критичен к расстояниям между линзами и положению диафрагмы, очень сомневаюсь, что в стандартной конструкции сходу получится оптимальный вариант. Затем опробовав линзу из Мира-1В в оправе от Индустара-50-2, счел ее неудачной для Монокля, т.к. резкости по полю добиться не удается, очевидно не хватает " кривизны" линзы, слишком слабо вогнута.
2. Не опробованный мною вариант из перевернутой передней линзы дальномерного Юпитера-12, должен получится хороший Монокль на 42мм, но сам Ю-12 приличный объектив и переделывать рабочий экземпляр в монокль - жалко. Да и поподаются они не слишком часто.
 

9. Эксперименты


Монокль позволяет экспериментировать с внешними диафрагмами разной формы.
Диафрагмы можно вырезать из черного картона и прижимать к линзе спереди, но я бы рекомендовал использовать черный пластик от мертвых дискет, в идеале от старых пятидюймовых. Диафрагмы удобно крепить внутри раскладных резиновых бленд Soligor или аналогичных.
Формы отверстий диафрагм возможны самые различные, некоторые из них:
1) круги с разным диаметром - дают возможность регулировать эффект ореола, выравнивают их размеры по центру и по краю (уменьшают по краям);
2) звезды крестовые и многолучевые - получаются не овалы, а звездные эффекты на бликах, плохо подходит для съемки людей.
3) узкая полоска, щель - получаемое изображение похоже на карандашный рисунок, подчеркивает линии, параллельные щели, и убирает все остальные. Наилучший пример с деревьями, можно подчеркнуть стволы деревьев и размыть ветки, при вертикальной щели или выделить горизонтальные ветки, пожертвовав стволами, с горизонтальной щелью.
4) более сложные формы диафрагм так же возможны, но требуют экспериментов, для достижения требуемых эффектов.

Авторство и права

Автор статьи: Олег Хлынин
Редактор, а также глава 6 и 7: Ивленков Петр
в статье использованы рисунки, взятые из открытого доступа, а также авторские рисунки и фотографии Ивленков П. и Хлынин О.
Использование материала статьи разрешается только со ссылкой на оригинальный текст!
Ссылки по теме:

ЛЮБОПЫТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ (Иван ФРАНКЕ)

   

 

Сайт управляется системой uCoz